Skip links

Есть ли смысл в наших страданиях?

В 1988 СССР вывел свои войска из Афганистана.

Крупнейшей внешнеполитическое ошибкой советского руководства стало вмешательство во внутриполитическую борьбу в Афганистане и оккупация страны в декабре 1979 года. Навязывание схем социально-политического развития было обречено на провал, затяжные военные действия обескровливали и без того неэффективную советскую экономику. Большинство стран мира осудили недальновидную, бездарную внешнюю политику России. Союз  оказался втянут в войну, в ходе которой погибло более десяти тысяч советских солдат, тысячи были искалечены и попали в плен.

Те же, кто остался жив, прошли через всеобщее презрение и унижения, ведь как оказалась те, к кому они, выжив, вернулись, их туда не посылали. И они, солдаты, кто вернулись и те, кто потеряли отца, сына, брата, внука, остались один на один со своей ненужной жертвой и немодным героизмом, в уже несуществующей империи. Прошло время и они стали искать ответ  на мучавший их вопрос «Зачем?». И ответы находились. Точнее их подсовывало оскорбленное сознание проигравших и обманутых. Может некрасивые, нелогичные, и где-то по-детски наивные. Но они были. Потому, что так устроен человек – ему необходимо знать есть ли смысл в том, что он принес в жертву ради своего или чьего-то блага. Мать, у гроба своего единственного ребенка поднимая руки к небесам в  немом крике на вымученном лице, спрашивает у Бога «Зачем?». Человек, ставший инвалидом, долгое время будет искать глубокий смысл божественного провидения в том, что приковало его к постели или коляске. И найти ответ на этот вопрос жизненно необходимо. Иначе жизни нет. Она закончилась. Да и к чему  она такая, потерявшая цель, идею, объект любви. Намного легча переносить трудности, если ты видишь пользу и смысл в бедствиях, которые тебя окружают.

Страдают все, и верующие здесь не исключение.

«Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2Кор.4:8-10). Мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся, заметил Апостол Павел. В этой жизни, можно впасть в отчаяние, не будь мы убеждены в искуплении, которое лежит впереди, и обетовании, данном каждому верующему: «…Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак.5:11). В другом месте другой апостол пишет: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28). Только если мы не видим в наших страданиях никакого смысла, мы можем потерять желание жить и бороться, и прийти к духовному кризису. Но смысл есть! Особенно в страданиях христианина. «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения», пишет Иаков (Иак.1:2). Он не только видит целесообразность скорби, но и призывает принимать ее с радостью. Поскольку скорбь, в понимании Иакова, безмерно обогащает христианскую жизнь. Конечной целью любого испытания апостол видит в совершенстве испытуемого. Испытания, любые, очищают христианина, делая его более близким к образу Христа, чем те, кто не подверглись проверке. Да, и таких, если он христианин, просто нет. Скорби и христианство неразрывно связаны воедино.

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что печаль занимает такое же прочное место в Божьем плане спасения, как  благословение, откровение или чудеса. Страдание – это инструмент, с помощью которого Бог преобразует наше мышление и созидает христианский характер. Это путь послушания, которым должен пройти каждый человек. Бог доносит с помощью этого неприятного инструмента то, что невозможно постичь иным способом. А его смысл заключается в духовном обогащении и откровении, которое приходит вместе с бедой в наш дом.

В рамках одной статьи невозможно раскрыть всю суть и цель, посылаемых Богом испытаний. Но приоткрыть завесу откровения мы можем. Понять для чего и почему в нашей жизни происходит то, что мы переживаем, можно и нужно. Первое на что хотел бы обратить ваше внимание:

 

Бог терпел…

Мы поклоняемся Богу, который однажды претерпел унижение и боль. Многие современники Иисуса и мысли допустить не могли, что сын Божий должен страдать. Именно это стало камнем преткновения для многих культур, где проповедовалось христианство. Вызов и безумие христианства в том и заключался, что Бог стал человеком. Вечное слово Божье обрело кровь и плоть, и эта плоть оказалась уязвимой для всех мук, для того, чтобы всякий человек обреченный на смерть мог обрести покой от страданий и избежать второй смерти- гибели души.

«С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Матф.16:21). Так описывает Христово откровение евангелист Матфей. Мысль о страдающем мессии отражена у Исаии в образе страдающего раба. Почтенный пророк Симеон предсказал это Марии в храме: «И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лук.2:34,35). В жизни и страстях Христа мы яснее всего видим, что страдание – это путь избранный Богом, чтобы искупить падший мир. Мы знаем, что Господь познал скорбь и горе. Его жизнь и служение в мелочах соответствует образу страдающего раба описанного в книге пророка Исаии.

 

Боль на службе у Бога

Библия учит нас, как нужно страдать, и что полезного можно извлечь из страданий.

 

А. Искупление и страдание.

«Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим.8:22,23): писал апостол Павел. На само деле, наше искупление неразрывно связано со страданием и скорбью. Об этом говорил Христос. Про это предупреждали апостолы. Один известный английский проповедник писал: «До небес мы доберемся едва живыми…» Писание учит, что христианская жизнь очень тяжела и сложна. Но не потому, что Господь забыл о нас или ему все равно как мы живем. Причина кроется в различии мировоззрения и идеологиии. Точнее бы было сказать даже не в различии, а в противостоянии Бога и Князя мира сего. В послании к Коринфянам апостол говорит: «…но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,  которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1Кор.2:7,8). Христианское общество – это государство в государстве. Общество, которое трудно понять и принять его без познания от Бога. Сам Господь говорит, что люди не любят Его потому, что не понимают Его учения. И поэтому они не будут любить и тех, кто следует на Ним. «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Матф.24:9).

Но почему Бог не может оградить нас от зла, заградить от лукавых и неч6естивых людей и сделать нашу жизнь легкой и непринужденной? Ответ на него дал как-то апостол Петр: «Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет.3:9). Бог может оградить спасенных от печали и страданий, но тогда спасение будет сокрыто от других грешников, страдающих от грехов и их последствий.

 

Б. Страдание как призвание.

«В мире будете иметь скорбь…», сказал Господь, но тут же утешая нас продолжил «…но мужайтесь, я победил мир». Поэтому для некоторых христиан бог предопределил пройти крестный путь, через который они совершат свое спасение. И одержат победу. Павел, говоря о героях веры, проводя нас через галерею славы, подводит и к другому залу, менее популярному, но важному: «… другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр.11:36-40). В галерее великих героев веры, есть те, кем гордимся, мы христиане, но кому не очень хочется подражать и разделить их участь. Мученики. Те кто «сражались до смерти», как писал об этом Павел. Они не написали книг, не стали пасторами церквей, и все, что они успели совершить – это отдать свою жизнь для Бога. Они явили свою праведность через смерть и страдание. Обратите внимание на некоторые имена ранних авторов церкви, наряду с Августином Блаженным существовал и Иустин Мученик. Одни стали великими богословами, другие лишь указали путь на небо своим кровавым подвигом. Вспомните, кто из апостолов по преданию умер своей смертью. Практически все они погибли от рук богоненавистников. Первый русскоязычный баптистский романист Храпов написал произведение в названии, которого он заложил всю глубину размышлений о скорби – «Счастье потерянной жизни». Христианин может быть, и будет счастлив, даже тогда, когда его судьба жестоко изломана и потеряна по меркам нашего общества.

Туристы посещают Швейцарию как место, где можно хорошо провести время перед Рождеством, покататься на лыжах и увидеть удивительные зимние горные пейзажи. Один человек как-то, нарушил эту замечательную традицию и попросил показать ему собор, возле которого был сожжен Ян Гус. Гид провел его по всему, построенному в готическом стиле сооружению, но не сказал ни слова о великом мученике. Когда он попросил его показать место, где погиб великий реформатор, тот неохотно отошел от маршрута и показал ему, где это произошло. Тот стоял некоторое время молча, исполненный чувством признательности таким людям как Гус, людям, которые готовы были заплатить самую высокую цену за свои убеждения. Они, как и мы имели свои недостатки. Но в самый важный момент своей жизни, они выбрали  веру в Бога, ожидание грядущей славы вместо временного затишья.

 

В. Страдания,  как наказание или памятник Божьей славе.

Иногда Бог использует страдание, чтобы осудить грех и явить свое могущество над всем сотворенным. «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии» (Иоан.9:1-3). Глядя на беды несчастного, ученики допустили  только два возможных объяснения: слепота – или последствие его греха, или результат грешной жизни его родителей. Но разве сама Библия не учит, что страдание – это результат грехопадения. Ученики достаточно знали Писание, чтобы понять, что скорби и грех связаны, что страдание вошли в мир через грех. Ученики были частично правы и в другом, они знали, что иногда грех непосредственно влечет за собой страдание. Бог поразил Мириам проказой в наказание за грех против Моисея.  Но иногда  в этом мире человек страдает куда меньше чем заслуживал бы, в то время как другие  терпят лишения без видимой на то причине. Об этом и писал псалмопевец Давид «Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут? (Пс.93:3).  Иногда мы безвинно страдаем от других людей. Когда это случается, мы жертвы несправедливости. Но несправедливость это земная. Никто не страдает от несправедливости небесной. Никто и никогда не страдал без вины с точки зрения наших отношений с Богом. Пока мы несем бремя первородного греха, мы не сможем говорить, что Бог несправедлив, когда попускает наши страдания.

Иисус разрушает ложную дилемму, говоря «Не согрешил ни он, ни родители его». Причина, по которой этот человек родился слепым – не в его собственных грехах, и не в грехах родителей. Иисус говорит, что причина его недуга, «чтобы на нем явилась слава Божья». Он был поражен слепотой для того, чтобы исцелиться. Бог использует недуг для Своей великой славы. В этом случае зло болезни встает на службу Богу. Он побеждает грех и через него воплощает свой чудесный замысел. Вспомним, например, как ужасно пострадал Иосиф от своих братьев. Но их вероломство послужило воплощению исторического замысла. Еврейские учителя и религиозные лидеры распяли Христа, торжествуя о том, что их желание совершилось. Грешники и преисподняя торжествовали, когда Христос умирал на кресте. Но после последнего вздоха Господа, грех и смерть были побеждены. Поражение обернулось величайшим торжеством Божьей благодати.

 

Г. Страдание, как метод воспитания.

Иногда Бог проводит нас через скорби, чтобы донести до нашего сознания то, что сокрыто в недрах духовного возрастания. «Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню» Пс.118:67, пишет Давид о себе. Апостол Павел говоря о Христе: «..хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» (Евр.5:8-10).

Далее Павел пишет: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, [если] мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось» (Евр.12:6-13).

Самым лучшим способом воздействия на грешную природу человека являются скорби и страдания. Тогда, когда наставления и внушения уже не действуют, Бог пускает в ход свой главный элемент воздействия. Бог использует кратковременное страдание для того, чтобы приобрести нас для вечности. В том момент когда мы принимаем решение слушать Бога, тогда мы соглашаемся и с теми методами, которые Он будет использовать для достижения Своей конечной цели.

Обратите внимание на три очень важных момента, которые раскрывает апостол в этом отрывке.

Наказание, или страдание – это признак близких отношений. Бог воспитывает своих детей. Те же, кто ему не дети, находятся за пределами Его внимания. Ему нет до них никакого дела. Апостол Павел сравнивает отношение Бога и верующего христианина  с семейными. Он употребляет такие слова как «сын», «отец». Интересно то, что слово, которое здесь употребляет Павел, как наказывает  чаще всего  переводят, как воспитывать, наставлять, учить. Например Лука, пересказывая речь Стефана, применяет это слово в фразе: «И научен был Моисей всей мудрости Египетской…»  Бог не карает нас за проступки и промахи. Он воспитывает в нас христианский характер, формирует  правильное мышление, чтобы нам иметь «участие в Его святости», как пишет автор послания к Евреям.

Вторая мысль, высказанная автором, с которой все мы без исключения согласимся – наказание в настоящий момент кажется нам огорчением. Чем-то глубоко несправедливым и жестоким, отголоском варварства и дикости. Но тот духовный опыт, который оно производит, приносит обильный плод праведности и послушания. Потому, что страдания учат нас. В этом, пожалуй, заключено самое великое благо для верующего человека. Нет скорби не к славе Божьей, нет трудности без урока, нет потери без приобретения.

Не бойтесь страданий, стойте тверже!

 

Итог: Библия утешает нас: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим.5:3-5). Слепая надежда, как и слепая вера, быстро покажет свою несостоятельность, и мы бесцельно будем бродить во тьме, спотыкаясь о невидимые преграды.

Другими словами, «надежда не разочарует», «не смутит». Слепая или безосновательная вера, как и слепая надежда непременно разочарует нас. Бесцельно на ощупь она бредет во тьме, спотыкаясь о невидимые преграды. Вложить свои надежды в единственную, но несуществующую цель – значит разочароваться. Слепая надежда может смутить, сколько сил мы тратим, чтобы достичь цели, а в результате остаемся ни с чем. Надежда, которая покоится на Христе не смутит нас, не собьет с толку. Позор ляжет на тех, кто надеется на что-то еще. Неоправданно надеяться на то, что подвластно смерти. Если я надеюсь на что-нибудь  или на кого-нибудь, кто не имеет власти над смертью, в конце концов, я обречен на разочарование. Страдание лишит  меня и этой надежды. Каким бы сильным я ни был, я сломаюсь.  Только надежда на Христа помогает нам сохранять силы в горе и унынии. У наших душ есть надежный якорь, и он в Том, Кто пришел перед нами и победил.

 

Ростислав Бабенко, Харьков