Skip links

Проповедь на отрывок из Писания – Иоанна 15:1-6

Проповедь: Сергей Койда.

Иоанна 15:1-6

1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь.
2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.

” Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой – Виноградарь”. Иоанна 15:1

ВСТУПЛЕНИЕ

В детстве мое представление о винограде было сформировано тем, что я видел, а именно: возле подъезда дома огромная арка из арматур, по которой плелся виноград и поднимался вплоть до шестого этажа дома. Длиннющие, метровые и десятиметровые ветви с большими, как у лопуха листьями обеспечивали шикарную тень сидящим на скамьях людям. Кое-где были видны даже грозди винограда. И только лишь впервые приехав в Крым, я воочию увидел настоящий виноград. Очень не большой и не высокий ствол лозы, с короткими ветками и минимум листьев, не обеспечивает практически ни какой тени, если только не лечь под ним. Но если на винограде моего детства стоило приложить усилия что бы отыскать не большую гроздь винограда, то на этом винограде гроздь занимает центральное место. Ее хорошо видно, она большая, она не одинокая, и часто виноградных гроздей даже больше, чем казалось, могло бы быть.

  1. ИСТИННАЯ ЛОЗА

Первая истина, которой учит нас это седьмое и последнее выражение Христа “Я есмь” заключается в том, что Он сравнивает себя со стволом виноградной лозы, своих же учеников с ветками расположенными на этой лозе. Но прежде чем перейти к более личностному толкованию этой аллегории, следует указать на то, что данное выражение “Я есть истинная виноградная Лоза” не так уж и безобидно, как может показаться на первый взгляд. Люди часто себя сравнивают с кем-то или с чем-то. К примеру, мой знакомый сравнивал себя с дубом, потому что был очень физически крепок. Окружающие не протестовали против такого сравнения, но в этом они предпочитали обращать внимание не на его физическую силу, а на иную составную часть его личности. Но это сравнение касалось лишь моего знакомого. А выражение Христа “Я есть истинная виноградная Лоза” касается не только лишь Его, но подтекстом втягивает в себя и других людей. Какова была бы ваша реакция, если бы кто-нибудь в вашем присутствии произнес фразу: “Я единственно настоящая состоявшаяся личность”. Сильное, смелое заявление, которое призвано вам сообщить нечто о говорящем. Допустим, что это действительно так, и произносящий эти слова человек совсем не преувеличивает, а дает себе четкую и реалистическую оценку. И это выражение как бы вас напрямую и не касается, и о вас совсем речь не идет. Но услышав такое, испытываешь ощущение абсолютного оскорбления и полной никчемности. Поскольку подтекстом звучит то, что вы совсем не состоявшаяся и в принципе даже не личность. Подобным образом звучала и эта знаменитая фраза Христа. Поскольку априори считалось, что виноградной лозой является ни кто иной как Израильский народ.

” Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его.”Исаия 5:7а

” Я насадил тебя [как] благородную лозу, – самое чистое семя;”Иеремия 2:21а

“Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее;” Пс.79:9

В этих и множестве других текстах Израильский народ называется Виноградной Лозой принадлежащей Богу, как землевладельцу. Таким образом, высказывание Христа о том, что Он есть Виноградная Лоза, по своей сути означает – Я есть Израиль, то есть Я есть Народ Божий. И не была бы эта фраза душераздирающей для иудеев, ведь Христос по плоти, – еврей от евреев, если бы не слово истинная. Произнося: “Я есть истинная виноградная Лоза”, Христос тем самым провозглашает существование не истинной виноградной лозы. Так, с приходом Христа, Израильский народ, как нация, перестает быть народом Бога Иеговы. Он превращается в не истинную виноградную лозу, он отвергается, отрезается и согласно обычаю земледелия и притче бросается в огонь. Что и произошло с Израилем в момент уничтожения Иерусалима Римом. Христос же напротив, воспринимает на себя все те обетования, которые Бог дал Аврааму и Иакову, воспринимая на себя роль мессианского народа Христос воплощает в себе весь замысел взаимоотношений между Богом и человеком. Именно в этом контексте и следует рассматривать данную аллегорию.

  1. ОЧИЩЕНИЕ

Теперь становится понятным исток учения об очищении или как оно выражается в богословии – учение об освящении. Его начало, самое первое упоминании об очищении мы находим в истории Каина и Авеля, когда Бог, лишь по Ему известной причине отверг дар Каина и принял дар Авеля. Далее, она появляется в истории Иакова и Исава, в которой Исав оказывается отверженным, а жизненный путь Иакова наполнен трудностями и испытаниями в которых Иаков превращается в Израиля, в этом очищении изменяется не только имя, но и характер данного человека. И в Новом Завете, эта же идея об очищении появляется в высказывании Христа “Я есмь истинная виноградная Лоза”, в которой Христос говорит о том, что Бог – Виноградарь отверг народ Израиля, как собственный народ, и на его место поставил Иисуса Христа. И двенадцать апостолов(ветвей виноградной лозы) заменили собою двенадцать патриархов израильской нации. Этот пример об отвержении Израиля и принятия Богом Христа, Иисус рассказывает своим ученикам не напрасно. Этот пример должен стать показательным и рассказать людям о том, как Бог поступает и как Он будет в дальнейшем поступать в своем винограднике.

“Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. “Иоанна 15:2

А именно – Бог будет очищать свой виноградник. Очищение обычной виноградной лозы это не только лишь обрезка ветвей, это и удаление росяных корней, и удаление старой(отжившей коры), и обломка зеленых побегов, и удаление лишней листвы. Все это делается с одной лишь целью, – получение плода. Подобным же образом поступает и Бог в своем Царстве. Ветвь, которая приносит плод, Бог очищает ее, удаляя от нее все лишнее, не нужное ей. Он удаляет все то, что мешает ей приносить качественный плод. Он удаляет то, что поглощает ее жизненную силу, забирая все внимание и энергию на себя. Если мы говорим о церкви, то Бог может удалять так же и людей, которые мешают лозе. Если мы говорим непосредственно о человеке, Бог удаляет нечто из нашего характера, что мешает нам приносить плод. Но этот процесс очищения происходит лишь в том случае, если Ветвь приносит плод. То есть если на ней существует соцветие, завязь плода. Процесс очищения может быть болезненным, ведь не всегда просто расставаться с тем, к чему привык. Но он просто жизненно необходим, если ветвь является плодоносящей. Если же этого удаления не происходит, то виноград рискует превратиться в то подобие винограда, которое росло у меня под подъездом, – огромнейшее растение с минимум плода. Да, такое растение очень заметно, раскидисто, роскошно, пышно, многие люди сидят в тени такого растения и радуются тому, что оно есть и скрывает их в знойный полдень. Но Бога, как виноградаря, интересует не тень, а плод. И величественность и помпезность такой церкви его совсем не интересует, для него главным является наличие зрелых и вкусных ягод. По этому, ветвь которая собирается просто быть на лозе и не приносить плода, обрезается, отвергается, подобно тому, как был отвержен израильский народ. И здесь каждому следует задать себе вопрос: “Приношу ли я плод, или же просто потребляю сок лозы для собственного удовольствия?” Что вас как ветвь интересует, красота собственной листвы, или же наличие плода для вашего Господина?

Следует так же обратить внимание на то, каким образом происходит очищение.

” Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. “Иоанна 15:3

Очищение происходит через проповедуемое Слово. Проповедь Слова Божьего, это не просто традиция, которая должна присутствовать в Церкви, это так же не место, где человек может блеснуть знанием и красноречием. Проповедуемое Слово это инструмент в руках Бога для того, что бы Он как виноградарь удалял из нас все, что Он посчитает лишним. И по сему, проповедь Слова Божьего должна занимать центральное место в любом из служений церкви, и нет ничего, что могло бы его заменить: ни пение, ни поэзия, ни шоу и театрализованные постановки не имеют право заменять проповедь Евангелия. По этому, церковь должна молиться и заботиться о том, что бы в ней всегда звучала проповедь Евангелия, и должна заботиться о том, что бы в ней всегда присутствовали люди способные к тому, что бы возвещать Евангелие. Да и само отношение к проповедуемому Слову должно измениться. Церковь не имеет право относиться к слушаемому Слову халатно, слушать не внимательно. Во время слушания проповеди позволять своим мыслям быть занятым, чем либо другим, либо не слушать совершенно, спать, или поступать как “особо благочестивые люди”- во время проповеди читать текст из Библии не относящийся к теме проповеди(в своей духовной гордыне такие люди считают, что проповедник не может сказать их душам того, что может сказать Библия). Бог избрал проповедь Слова инструментом очищения наших душ и тел, и нам нет нужды придумывать еще что-либо.

  1. ПЛОД

Теперь следует коснуться темы плода. Цель каждого плодового дерева – плод. Но культуры винограда в особенности.

“сын человеческий! какое преимущество имеет дерево виноградной лозы перед всяким другим деревом и ветви виноградной лозы – между деревами в лесу? 3 Берут ли от него кусок на какое-либо изделие? Берут ли от него хотя на гвоздь, чтобы вешать на нем какую-либо вещь? “Иезекииль 15:2-3

Священное Писание да и сама жизнь учит нас тому, что виноградная культура не приносящая плода является совершенно бесполезной вещью. Если другие плодовые деревья, такие как орех или вишня могут использоваться в изготовлении мебели или даже в не профессиональном строительстве. То ветви и ствол винограда для этого не пригодны. И по этому всякий христианин должен стремится к тому, что бы Бог проводил над ним свой процесс очищения. Однако, в данной проповеди мы говорим с вами не о христианине, а о Христе, как о Виноградной Лозе. По этому, мы не будем углубляться в понятие того, что есть плод. А рассмотрим лишь необходимое условие для принесения плода. И таким необходимым условием является пребывание христианина во Христе. Или же как говорит об этом данная аллегория: пребывание ветви на лозе.

“Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. “Иоанна 15:4

Вполне понятная иллюстрация, ведь отрубленная ветка от ствола дерева не способна плодоносить. От корня и далее от лозы ветвь получает сок, необходимую силу со всеми питательными элементами. Так, срубленная ветвь не только не плодоносит, но и очень быстро засыхает, а затем ее сжигают в огне. По этому, делая вывод о взаимосвязи Христа и верующего в отношении плодоношения вполне уместно процитировать Ж.Кальвина:

“мы бесплодны и сухи по природе, если не привьемся ко Христу и не будем черпать от Него новую силу”.

Это учит нас тому, что весь мир, всякая нация, и каждый отдельный человек не имеющие связи со Христом, находятся в мертвом(сухом) состоянии и значит обречены на сожжение. А это в свою очередь означает, что Христос как Лоза, является источником жизни и силы, без которого ни кто не способен к плодоношению. По этому, самым главным вопросом жизни человека является вопрос: пребывания человека во Христе. Жан Кальвин под понятием пребывания понимает:

“Пребывать во Христе, значит стремится сохранить дарованную благодать…все имеющие в Нем живой корень, окажутся плодоносными ветвями”.

Однако нам хотелось бы расширить понятие термина пребывать. Пребывать значить находиться внутри чего либо. И слова Христа: Пребудьте во Мне, и Я в вас. Указывают на то, что не только человек должен находиться внутри чего либо(Христа), но и этот кто-то(Христос)будет находится внутри человека. Когда хозяйка берет губку для мытья посуды и помещает ее в кастрюлю с водой, губка испытывает на себе такое действие. Она погружается в воду и одновременно полностью наполняется этой же водой. Человек испытывает подобные ощущения в момент влюбленности, когда все его мысли, стремления и желания направлены к объекту любви и нет мгновения, когда этот бы объект покинул мысли человека. Так человек погружается в этого человека, и образ другого человека проникает в мысленное сознание. И это не просто временное явление, но образ жизни. Такое пребывание должно быть между верующим христианином и Христом. Это состояние влюбленности позволяет человеку как ветви находится во Христе и Христу находиться(то есть давать жизненно необходимый сок) человеку. Только в таком состоянии любви человек будет исполнять то, что Христос называет пребудьте во Мне. И это значит, что только в таком состоянии человек будет способным к тому, что бы являть в своей жизни плод, без которого он будет обречен на сожжение в геенне огненной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, истинным христианином является не тот, кто смог “больше отрастить ветви” и тем самым бросить пыль в глаза. Истинный христианин не тот, кто поражает людей своей роскошной листвой и не тот, кто предоставляет миру тишину и отдых в тени его раскидистой листвы. Истинных христианин тот, кто приносит плод любви, святости и истины. В этом заключена жизнь христианин и его предназначение. Не может человек быть христианином и в то же время не приносить плода, это взаимоисключающие понятия. Либо вы приносите плод для Господа, и это является свидетельством вашей истиной веры, либо он у вас отсутствует, но вместе с отсутствием плода отсутствует и вера, а значит и спасение, и ваше христианство ложно. Человек же приносящий плод, этим свидетельствует о том, что он привит ко Христу, находится на нем и Христос питает его своей силой, и Бог находится в постоянном труде над таким человеком очищая его от скверны греха, и такой человек становится еще более плодоносным. Не обманывайтесь в свей вере и в своем уповании: истинная вера познается по наличию плода любви, святости и веры.