Skip links

«Созидающее влияние через служение детям церкви»

Конспект доклада на тему влияния через детское служение с  конференции “Созидающее Влияние” пастора церкви  «Живая надежда» (Харьков, Украина) Александра Вялова

Лечение любой болезни происходит по классическому алгоритму – постановка диагноза, составление плана лечения, осуществление его на практике. Если мы говорим о служении детям церкви, нам нужно сперва определить суть проблемы (поставить диагноз), а затем, как минимум, спланировать лечение (основываясь на библейской «фармацевтике»)…

Хотя основная роль в воспитании детей отведена Богом родителям, мы сегодня практически не будем касаться этого аспекта по 2-м причинам: во-первых, об этом уже много сказано , а во-вторых, из-за ограниченного времени мы сосредоточим внимание на роли церковной общины в воспитании детей.

Каждая церковь – уникальна, так же как и люди в ней. Поэтому выписать «универсальный рецепт успеха» невозможно. Значит, каждый, размышляя над сегодняшней темой, должен просто уловить то, что наиболее подходит к его церкви, соответствует его обстоятельствам, дарованиям и возможностям…

 

Диагноз («А в чем проблема-то?»):

1) Проблема детей в неблагополучном мире

Из 7 млрд. населения мира 2 млрд. составляют дети

9,7 млн. детей умирает ежегодно до своего 5 дня рождения от болезней, которые можно легко предотвратить или лечить (более 24000 в день…)

Более 91 млн. детей в возрасте до 5 лет страдают от регулярного изнурительного голода

134 млн. детей не имеют доступа к школе и образованию вообще

246 млн. детей работают, из них 171 млн. вовлечены в наихудшие формы детского труда

265 млн. детей не прививались никогда от какой-либо болезни

Более 30% детей вынуждены жить в домах с более чем пятью жителями в одной комнате

Более 500 млн. детей не имеют в доме ванны и туалета

Почти 1,5 млрд. детей не имеют доступа к опубликованной информации любого рода

376 млн. детей должны добираться более 15 минут до воды или пользоваться небезопасными источниками воды

Более 37 % (674 млн.) детей во всем мире живут в условиях абсолютной бедности

 

2) Проблема детей в «благополучном» мире

Отсутствие того, ради чего жить при наличии того, с чем жить

Отсутствие родительской заботы, воспитания, защиты

Разрушительное действие взрослых проблем (разводы, сексуальность, аборты)

Доминирование виртуального мира над реальным миром (глобальное медиа-влияние)

Наркотики, алкоголь, насилие…

Постмодернистская философия (абсурдность жизни, отсутствие истины, недоверие людям)

Первый вопрос, над которым мы должны задуматься:

Кто такие «дети церкви»? ДВР, БМВ? Должна ли церковь видеть детей за своими стенами и относиться к ним, как к своим собственным? Ведь только благодаря такому взгляду «изнутри – наружу» в церкви оказались те дети, которых без колебаний она называет своими

 

Как церковь может влиять на детей за ее стенами?

Когда христиане строят отношения с семьями нехристиан…

Когда христиане (взрослые и дети) соприкасаются с детьми в школе, спортивной секции, на отдыхе…

Когда христиане вовлечены в служение сиротам, бездомным, больным детям (в интернатах, детских домах)…

Когда христиане усыновляют детей или берут их под опеку…

 3) Государственные структуры, нехристианские организации стремятся влиять на детей

Убийство младенцев (Фараон в Египте, Ирод – в Иудее)

Воспитание перспективных чиновников из пленников (стратегия Навуходоносора)

«Гитлерюгенд» в фашистской Германии…

Пионеры в СССР…

Моджахеды и учебник по математике для мальчиков: «У маленького Омара есть «калашников» с тремя магазинами. В каждом из них по 20 патронов. Он использовал 2/3 патронов и убил шестьдесят неверных. Сколько неверных он убил каждой пулей? »

Содержание учебных программ в школе отражает безбожную философию (теория эволюции, гендерное воспитание)

 

4) Исторически церковь относилась к детям с особенной заботой

В древнем обществе были обычным делом детские жертвоприношения (Лев. 20:2-4), а также аборты, уничтожение больных и нежеланных детей родителями (особенно, если родители жили в бедности или в случае рождения девочки). Треть детей умирала до рождения. Римское право позволяло отцу убивать даже рожденных детей. Это считалось актом, исполненным красоты и благородства

2-й век, «Письмо Диогену»: «Христиане вступают в брак и рождают детей, но не уничтожают свое потомство…»

Основание христианами больниц, общеобразовательных школ и университетов…

 

5) Проблема детей в современной протестантской церкви

Неудачное применение доктрин в церкви (Шейн Клейберн, «Путь»: 6 «рождений свыше» ежегодно в летнем лагере)

Неудачное воспитание в семье (семья Козловых в США …)

Верования детей часто далеки от Библейских (США, подростки из церквей:

a. 63% не верят что Христос – Сын Божий,

b. 58% верят что все религии одинаково верны,

c. 51% не верят что Христос воскрес из мертвых,

d. 65% не верят, что существует Сатана,

e. 68% не верят, что Святой Дух – реальная личность)

Поступки детей мало отличаются от поступков невоцерковленых сверстников

a. Можете ли вы ударить оскорбившего вас? (ДА: х-63%, нх–67%)

b. Обманываете ли вы родителей? (ДА: х – 93%, нх – 93%)

c. Списываете ли на контрольной работе? (ДА: х-74%, нх-76%)

 

«Хит-парад» проблем детского воспитания в христианской общине: 3 сферы

1) Дети и богослужение

Большинство служений церкви (воскресные богослужения, домашние группы) ориентированы на взрослых, детям недостает внимания

Дети рассматриваются через доктрину греха как невозрожденные существа, а потому не допускаются к участию в служении, благодаря чему у них формируется пассивно-созерцательное отношение к жизни, подавляется природная активность

 

2) Дети и воскресная школа

Влияние на детей в церкви рассматривается, в основном, через структуру воскресной школы, т.е. в процесс влияния общины на детей вовлечены всего несколько людей (3-5% от общего числа)

У родителей существует искушение переложить ответственность за духовное влияние на детей на учителей воскресной школы

Учителя воскресной школы – зачастую сестры (девушки, женщины). Детям недостает мужского формирующего влияния

Учителя воскресной школы, зачастую, новообращенные христиане (это слишком малозначущее служение для «духовных» христиан). Я не хочу сказать, что новообращенные христиане не могут быть учителями воскресных школ, скорее о том, что служители церкви не считают это служение приоритетным для их церквей.

Воскресные школы часто проходят во время общих богослужений, рассчитанных на взрослых (поэтому неинтересных и непонятных для детей), а в результате происходит размежевание двух миров – детского и взрослого, нарушающее единство общины и препятствующее детям воспринимать «взрослое богослужение»

Уроки воскресных школ больше формируют ортодоксию, меньше – ортопафос, еще меньше – ортопраксис

 

3) Дети и их формирование как личностей

Церковь, делая акцент на духовном развитии детей, «недотягивает» с другими видами развития – физическим, интеллектуальным и социальным

Обучение детей часто происходит на уровне абстракций, в обход нескольких из 5 чувств (зрения, осязания, обоняния, вкуса). Вера, конечно же, – от слышания, но это не значит, что остальные чувства, созданные Богом должны игнорироваться

Заучивание стихов наизусть не всегда сопровождается развитием понимания, осмысленным восприятием смысла запоминаемого отрывка, что приводит к поверхностному, даже вредоносному эффекту (фарисейству, законничеству – способности говорить текстами Писания при несоответствующем Писанию образе жизни)

Община склонна забывать, что мощнейшим инструментом воспитания детей является личный пример (а не только и не столько правильные поучения), а потому формирование детей происходит в большой мере путем незаметного «копирования» детьми привычек, ценностей, развлечений взрослых

План лечения («И что с этим делать?»):

1) Дети и богослужение

Большинство служений церкви (воскресные богослужения, домашние группы) ориентированы на взрослых, детям недостает внимания

 

1) Есть интересное стихотворение – «Взрослым» (Николай Шалатовский)

 Почему вы такие скучные,

взрослые христиане?

И поете песни тягучие

заунывными голосами,

И молитвы ваши читаете,

запинаясь, без выражения,

И так сладко всегда зеваете,

когда молите о прощении?

И от слов о любви, и о вечности

Веет сонным блаженством и дремой.

Я, наверно, великая грешница?

– У меня все совсем по-другому.

Без молитвы, без слов и без пения

Я пою, говорю и молюся,

И люблю всей душой без стеснения

Моего дорогого Иисуса!

Чтобы вас оживить, не скрою я,

Вам готова отдать без меры

Дорогое мое сокровище:

Мою чистую детскую Веру!

 

 

2) Теолог Джеймс Монтгомери Бойз говорил: «Детские проповеди могут увести людей от прославления Бога… Мы рискуем поставить целью служения детей вместо Бога… Чрезмерно упрощая учение, мы обедняем Евангелие… Целью детей должно быть достижение уровня взрослых – суметь действовать как взрослые во взаимоотношениях с Богом… Детские же проповеди низводят взрослых до уровня детей». Несмотря на это, Христос, проповедуя, использует истории (притчи) и наглядный материал («Взгляните на птиц небесных», «Посмотрите на полевые лилии»), т.е. делает свою проповедь более наглядной и понятной для детей

3) Тем не менее, есть простые способы вовлечь детей в служение:

a. Чтение Слова Божия

b. Пение гимнов

c. Декламация стихов

d. Приветствие (входящих в собрание и уходящих с собрания)

e. Помощь в уборке помещений и территории

f. Раздача конспектов проповеди

g. Публичная молитва

h. Участие детей в служении домашних групп

i. Посещение больных и престарелых

j. Сбор помощи для сирот, инвалидов

 

4) Для того, чтобы воскресное богослужение принесло больше пользы для детей и всей семьи, можно воспользоваться «Памяткой родителям о подготовке и участии семьи в воскресном богослужении» (Приложение 1)

 

Дети рассматриваются через доктрину греха как невозрожденные существа, а потому не допускаются к участию в служении, благодаря чему у них формируется пассивно-созерцательное отношение к жизни, подавляется природная активность

1) Дети часто упоминаются в Библии: ребенок, дитя—121 раз; дети — 448 раз; сын или сыны —2,700 раз (не считая упоминаний о Христе как о Сыне Божьем); первенцы — более 100 раз; юноши и девицы —196 раз. Существует много отрывков или историй о детях или с их участием. Всего слова, относящиеся к детям, встречаются более 8000 раз

2) Христос ставит детей в пример – как образец Царства («кто не умалится как это дитя», «кто не примет Царства Божия как дитя»), использует в притчах темы отношений отца и детей, описывает отношения Бога с Его народом (ВЗ, НЗ) на примере отца и детей…

3) Библия повествует о случаях, когда Бог использовал детей – Иосиф и братья, Мариам спасает Моисея, Самуил, Давид, девочка-служанка и Нееман, царь Иосия, мальчик с 2 хлебами и 5 рыбками, «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу…» (Пс. 8)

4) 2011-й год: 9-летняя девочка Rachel Beckwith (Сиэтл, США) решила собрать деньги на строительство водоочистных установок в Африке, но погибла в автокатастрофе. Ее друзья стали делать вклады на ее счет и затем к ним присоединились другие люди. В результате получилась сумма 1,2 млн. долларов, что позволило оборудовать около 20 установок и спасти 60.000 людей

5) Годы детства – время формирования. Наш мозг на 90% формируется к 3,5 годам и большая часть взрослой личности закладывается к 6 годам. Вот почему Иезуиты говорили: «Дайте мне ребенка, которому еще не исполнилось 7 лет и я воспитаю вам человека». Притчи 22:6 – «Наставь юношу при начале пути его и он не уклонится от него, когда и состарится»

6) Совесть ребенка формируется в возрасте от 3 до 6 лет. Его способность понимать абстрактные концепции (такие как Бог, небеса, вечность, грех, прощение) могут быть освоены при поступлении в школу. По мере их развития в школьном возрасте они дополняют ее умением синтезировать информацию, соединяя много сложных идей вместе и создавая из них определенные заключения. Наличие этих способностей говорит о возможности детей схватывать принципы, относящиеся к вере

7) Долгое время шли жаркие дебаты о том, когда дети могут прийти к Христу. В недавнем прошлом Южные Баптисты в США выступали, заявляя, что «Практически невозможно, чтобы ребенок до 12-13 летнего возраста мог достичь умственной, эмоциональной и духовной зрелости, которая нужна для подлинного покаяния в грехе и подчинения себя Христу как Спасителю». Однако, те же самые люди утверждали, что они сами приняли решение стать христианами до исполнения им 12 лет. Противоречие? «Кто не примет Царства Божия как дитя» (а мы говорим: «не могут дети принять Евангелия»)

8) Дети, безусловно, должны расти в зрелости, но это не значит, что их следует лишить участия в служении. Мои дочери: старшая не хочет мыть посуду с младшей, т.к. та моет ее плохо и старшей приходится переделывать ее работу. Но как научиться мыть посуду хорошо, минуя стадию «первых неудачных попыток»?

 

2) Дети и воскресная школа

Влияние на детей в церкви рассматривается, в основном, через структуру воскресной школы, т.е. в процесс влияния общины на детей вовлечены всего несколько людей (3-5% от общего числа)

У родителей существует искушение переложить ответственность за духовное влияние на детей на учителей воскресной школы

Учителя воскресной школы – зачастую сестры (девушки, женщины). Детям недостает мужского формирующего влияния

1) История Воскресных Школ: Великобритания, 1780-е: дети из бедных семей (с 8-летнего возраста) работают на фабрике (с 1820 – детский рабочий день не превышает 12 часов!!!). Единственный выходной – воскресенье (дети бедняков в этот день слонялись по городу, били стекла и грабили дома, а респектабельные люди со своими детьми шли в церковь). Роберт Рейкс (1725-1811) из Англиканской церкви – основоположник ВШ. В 1780 он открыл первую школу, наняв учителей за свои деньги, поскольку родители-бедняки не могли платить за образование. Цель – дать детям образование, привить христианскую мораль и добродетели, чтобы они могли выбраться из нищеты и стать достойными членами общества. Результат – почти 100% детей посещают ВШ (даже если родители не ходят в церковь). Библия – основной учебник по чтению, грамматике, письму. Кроме нее – катехизис, молитва, пение гимнов. В то время существовали платные школы, где могли учиться только дети богатых родителей… К 1811 в ВШ Англии училось 400.000 детей, а в 1831 – более 1.000.000. Кстати, среди служителей церкви была определенная оппозиция, считавшая работу ВШ нарушением «дня субботнего». Отчасти из-за этого мужчины-служители бойкотировали ВШ, а женщины-волонтеры, в основном, молодые проявляли инициативу (до сих пор)))

2) 1870: возникают школы всеобщего обязательного государственного образования (работают с понедельника по субботу). Сначала они также преследовали морально-нравственные цели наряду с общеобразовательными, но затем практически утратили их. В итоге, роль нравственного воспитания остается за ВШ

3) Интересно, что в Англии так же возникли Социалистичские Воскресные Школы как альтернатива христианским. Социалисты видели нужду в систематической подготовке людей с их взглядами. К 1912 году в Британии уже работало более 200 таких СВШ.

 

Воскресные школы часто проходят во время общих богослужений, рассчитанных на взрослых (поэтому неинтересных и непонятных для детей), а в результате происходит размежевание двух миров – детского и взрослого, нарушающее единство общины и препятствующее детям воспринимать «взрослое богослужение»

1) Исход из Египта: «пойдем с малолетними нашими»

2) Пасха: дети участвуют вместе со взрослыми

3) Ездра 10 – дети слушают закон вместе со взрослыми

4) Христос противостоял взрослым, не допускающим детей к Нему

5) Новый мир – это место, где дети занимают место наравне со взрослыми (Ис. 11)

6) Преимущества межвозрастного служения:

a. Взаимное возрастание в мудрости, достижение глубокого взаимопонимания

b. Растущее общение между взрослыми и детьми

c. Возможности наставлять, руководить, показывать пример поведения

d. Донесение детям чувства их значимости для взрослых

e. Укрепление семейных отношений

f. Обретение взрослыми бодрости и жизненной энергии от общения с детьми

7) Трудности на пути межвозрастного служения:

a. Сопротивление и страх перед переменами в жизни взрослых

b. Занятость и перегруженность взрослых

c. Недостаток подготовки взрослых (особенно – лидеров)

d. Неразрешенные конфликты в семьях, недостаток доверия и уважения

e. Церковные традиции и структуры

f. Страх, что дети станут вести себя неадекватно (среди родителей)

 

Уроки воскресных школ больше формируют ортодоксию (правильное знание), меньше – ортопафос (правильные чувства), еще меньше – ортопраксис (правильные поступки). Примеры формирования ортопраксиса и ортопафоса: дети могут…

1) Собрать подарки для детей-сирот

2) Подготовить для них же концерт

3) Написать письма в дом престарелых

4) Вдохновлять других

5) Учиться тому, как делиться своей верой

6) Участвовать со взрослыми в миссионерских поездках

 

3) Дети и их формирование как личностей

Церковь, делая акцент на духовном развитии детей, «недотягивает» с другими видами развития – физическим, интеллектуальным и социальным

1) Евгений Онегин… – идеальный сын идеальных родителей?

a. «Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал (интеллектуальное развитие),

b. легко мазурку танцевал (физическое развитие)

c. и кланялся непринужденно (социальное развитие)

d. Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин», 1830)

e. Чего же не хватало Онегину, что в итоге он разрушил свою жизнь и жизнь чужой жены? Значит ли это, что интеллект, здоровье, социальное развитие – не важны?

 

2) Луки 2:52 = интеллект + здоровье + социализация + духовность

a. Преуспевание в мудрости предполагает образовательные возможности (формальные и неформальные). Более того, это способность различать, что является истинным, правильным, нравственным. Это умение видеть жизнь с точки зрения Бога

b. Преуспевание в возрасте касается вопросов здоровья, правильного питания, защиты от болезней, способности ответственно относиться к своему физическому развитию, удовлетворения физических нужд в еде и питье, одежде, жилище

c. Преуспевание в любви у Бога сопряжено с духовным питанием и ростом: молитвой, поклонением, детской нуждой в Боге, спасением, понятиями красоты и добра. Правильные взаимоотношения с Богом подразумевают также правильное отношение ко всему Его творению.

d. Преуспевание в любви у людей связано с отношениями между людьми, включая нужду в дружбе, общении, безопасности, достоинстве, понимание одаренности и творчества

 

3) Полезными для анализа уровня социального и духовного развития ребенка являются такие вопросы:

a. Отношение ребенка к Богу… Какова природа его отношений с Богом? Живет ли он с сознанием того, что он нуждается в Боге? Заботится ли он о том, чтобы познать и любить Бога? Является ли Бог источником силы, утешения и подкрепления для него? Отражают ли его решения то, что он знает Бога? (Отражается ли его знание Бога в принимаемых им решениях – как вариант) Волнуют ли его Божественные истины и пути Божии? Есть ли какие-либо доказательства того, что он имеет личные (не зависящие от родителей) отношения с Богом? Говорит ли он о Боге? Как и что он говорит о Нем? Велик или мал его Бог? Кто Он – Друг, Помощник, Судья, Повелитель? Видит ли он себя сокрытым во Христе и живет ли с полным сознанием этого, или же он стремится поклоняться и служить самому себе?

b. Отношение ребенка к себе… Что он думает о себе? Насколько хорошо он понимает себя? Насколько хорошо он знает себя, свои сильные и слабые стороны? Понимает ли он свою индивидуальность, особенности и пристрастия своего характера?

c. Отношение ребенка к другим людям… С кем общается ваш ребенок? Как он ведет себя с другими детьми? Какого рода отношения он имеет с ними? Что другие дети перенимают от него? Ведет ли он себя как ровня, общаясь со сверстниками, любит ли он верховодить, или же другие командуют им? Выслуживается ли он перед другими, чтобы они обратили на него свое внимание? Доставляет ли ему удовольствие дружить с детьми своего возраста? Что он делает, когда разочаровывается в людях? Как он реагирует, когда другой грешит против него, делая зло? В чем он силен, в чем слаб?

 

4) Одним из основателей современной миссии был William Carey (1761 – 1834). Его называют «Отец современной миссии». Его холистический (целостный) взгляд на миссию привел к тому, что за 42 года он перевел Библию на 37 языков и наречий и учредил более 200 школ (более половины – для девочек, которым традиционно был закрыт доступ к образованию), а также улучшал фермерство, учреждал больницы и приюты для больных

Обучение детей часто происходит на уровне абстракций, в обход нескольких из 5 чувств (зрения, осязания, обоняния, вкуса). Вера, конечно же, – от слышания, но это не значит, что остальные чувства, созданные Богом должны игнорироваться

1) Празднование Пасхи включало все 5 органов чувств –слух, зрение, обоняние, осязание, вкус… А еще дети могли задавать вопросы…

2) Причастие – аналог Пасхальной трапезы в новозаветной общине…

3) Рекомендуется максимально использовать, кроме звуковой информации, наглядные пособия, иллюстрации, макеты, фотографии, а также вовлекать детей в деятельность, в ходе которой они смогут запомнить, понять важные истины посредством «двигательной памяти» (Иисус показывал монету, призывал взглянуть на птиц и на цветы, заставлял закидывать сети, …)

4) Китайский философ пятого века Конфуций сказал: “Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я пойму навсегда”

5) Статистика показывает, что при обучении мы запоминаем…

10% от того, что слышим;

50% от того, что слышим и видим;

70% от того, что слышим, видим и говорим;

90% от того, что слышим, видим, говорим и делаем.

Если мы ожидаем от детей применения Божьей истины в жизни, мы должны помочь им запомнить эту истину. Вовлечение детей в процесс обучения поможет им лучше ее запоминать.

 

Заучивание стихов наизусть не всегда сопровождается развитием понимания, осмысленным восприятием смысла запоминаемого отрывка, что приводит к поверхностному, даже вредоносному эффекту (фарисейству, законничеству – способности говорить текстами Писания при несоответствующем Писанию образе жизни)

 

1) Невольно вспоминается Том Сойер с его предприимчивым собиранием билетиков нужного цвета для получения подарка – новой Библии )))

2) Я.А. Коменский, «Великая Дидактика», Глава 24 “Метод воспитания благочестия” (… Под словом БЛАГОЧЕСТИЕ мы понимаем следующее: чтобы после правильно воспринятых понятий относительно дел веры и религии сердце наше могло повсюду искать Бога,… повсюду, находя Его, следовать за Ним, и, наконец, радоваться в Нем. Источниками этого познания являются Священное Писание (Библия), сотворенный Богом мир, и наше собственное вдохновение (интересна последовательность: разум – действия – эмоции)

3) Для повышения «сознательности» при изучении Библии рекомендуется:

a. Соотносить содержание Библии с повседневной жизнью

b. Задавать открытые вопросы, требующие серьезного размышления

c. Поощрять самих детей задавать вопросы

d. Говорить с детьми на актуальные для них темы

e. Поощрять имеющих веру к ее ежедневному практическому выражению (например, совершению выбора – как поступить, от чего отказаться в сложной для ребенка ситуации)

f. Вдохновлять детей на ежедневное чтение Библии и молитву

g. Вдохновлять на библейскую реакцию в ответ на социальные нужды

 

Община склонна забывать, что мощнейшим инструментом воспитания детей является личный пример (а не только и не столько правильные поучения), а потому формирование детей происходит в большой мере путем незаметного «копирования» детьми привычек, ценностей, развлечений взрослых

 

1) При таком подходе существует опасность вырастить хороших фарисеев – религиозных по форме, далеких от Бога по сути

2) Христос, Павел не просто информировали о Евангелии, но трансформировали Евангелием. Ключевую роль в этом играл их личный пример (Рим. 2:21, 1 Кор. 4:16, Еф.5:1, Флп. 3:17, Евр. 13:7, Исаак – Иаков, Ревекка – Иосиф и братья). Многие ценности перенимаются путем подражания их носителю…

3) Например, как может влиять на формирование семейной верности такая статистика (США: процент разводов среди баптистов – 29%, среди старших пасторов протестантских церквей – 15%)?

4) Отношения с детьми являются средой, в которой взращиваются ценности. Обычно в отношениях избирают одну из двух крайностей – либо «справедливость» (граничащую с грубостью, критиканством), либо «любовь» (граничащую с попустительством, легкомыслием, потаканием греху). Бог же призвал нас «говорить истину в любви» (Еф. 4:15). Взрослые члены общины ответственны за построение таких отношений любви, при которых дети были бы способны воспринять передаваемую ими истину. В этих отношениях дети должны чувствовать, что они для взрослых – дороже, чем вещи (включая церковную «утварь»), что их «мелкие детские проблемы и интересы» актуальны для взрослых, что им улыбаются, с ними разговаривают, им уделяют время…

5) А иногда бывает так: (пример антивоспитания)))

 

1. Мама учила меня УВАЖАТЬ ЧУЖОЙ ТРУД:
"Если вы собрались поубивать друг друга - идите на улицу, я только что полы
вымыла"
2. Мама учила меня ВЕРИТЬ В БОГА:
"Молись чтоб эта гадость отстиралась"
3. Мама учила меня МЫСЛИТЬ ЛОГИЧНО:
"Потому что я так сказала, вот почему"
4. Мама учила меня ДУМАТЬ О ПОСЛЕДСТВИЯХ:
"Вот вывалишься сейчас из окна - не возьму тебя с собой в магазин!"
5. Мама объяснила мне ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ:
"Если ты сейчас же не перестанешь реветь - я тебя отшлепаю"
6. Мама учила меня ПРЕОДОЛЕВАТЬ НЕВОЗМОЖНОЕ:
"Закрой рот и ешь суп"
7. Мама научила меня СТОЙКОСТИ:
"Не выйдешь из-за стола, пока не доешь"
8. Мама учила меня НЕ ЗАВИДОВАТЬ:
"Да в мире миллионы детей, которым не так повезло с родителями, как тебе"
9. Мама учила меня СМЕЛО СМОТРЕТЬ В БУДУЩЕЕ:
"Уж погоди, дома я с тобой поговорю"
10. Мама научила меня ОСНОВАМ САМОЛЕЧЕНИЯ:
"Если не перестанешь косить глазами - на всю жизнь так останешься"
11. Мама научила меня КАК СТАТЬ ВЗРОСЛЫМ:
"Если не будешь есть овощи - никогда не вырастешь"
12. Мама преподала мне ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ:
"Это у тебя все от отца!"
13. Мама научила меня ВЫСШЕЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ:
"Чтоб твои дети были такие же, как ты!"

 

6) В церкви порой наблюдается «деление на кланы» – привилегированные («церковная элита», «сливки церкви», похожи на старшего сына из известной притчи) и простые (похожи на младшего сына из той же притчи). Первые – способные, энергичные, популярные, влиятельные. Вторые – менее способны, пассивные, с ними не особо желают дружить, они не заметны…

7) Какую цену готовы заплатить взрослые за донесение Христа детям? Многие взрослые готовы «убить за истину», но немногие желают за нее умереть…

8) Януш Корчак, 22 июля 1878, Варшава — 6 августа 1942, Треблинка) — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в Варшавское гетто. Он отклонил все предложения неевреев-почитателей своего таланта вывести его из гетто и спрятать на «арийской» стороне. В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Воспитанники Корчака изучали иврит и основы иудаизма. За несколько недель до Песаха в 1942 году Корчак провёл тайную церемонию на еврейском кладбище: держа Пятикнижие в руках, взял с детей клятву быть хорошими евреями и честными людьми. Когда в августе 1942 пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошёл вместе с воспитателями и примерно 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере

 

Вместо эпилога:

Макс Юлес, живший в штате Нью-Йорк, не верил в Бога. Женился на девушке с такими же убеждениями. Имя Бога не упоминалось в их семье. Социологи провели внимательное исследование 1026 потомков этой семьи и вот результаты их труда: 300 человек умерли преждевременно, 100 человек получили тюремные сроки и в среднем провели в заключении по 13 лет каждый; 190 занимались проституцией и 100 были алкоголиками. Нет никаких сведений о полезных вкладах в общество 1026-ю потомками Макса Юлес.

Джонатан Эдвардс, живший в этом же штате и приблизительно в то же самое время, был убежденным христианином. Женился на девушке с такими же убеждениями. Вместе они основали семью, центром которой был Бог. Исследователями были изучены 729 потомков этого брака: 300 из них были ректорами университетов, 60 – авторами хороших книг, 1- вице-президентом США. Вклад, внесенный в общество 729-ю потомками Эдвардса неизмерим .

«Наставь юношу при начале пути его и он не уклонится от него, когда и состареет» (Притчи 22:6)

 

Основные ценности, которые дети должны обрести в церкви

Обучение истинам Божьего Слова. Дети не должны быть отделены от взрослых в отношении содержания учения, видения, цели церкви. Дети не только должны знать, ВО ЧТО они верят, но также ПОЧЕМУ они в это верят. Конечно, требуется определенное творчество для планирования программы таким образом, чтобы она подходила и взрослым, и детям

Становление детей как учеников Христа. Дети не только должны уверовать, но последовать за Христом через учение Божьего Слова. Они должны научиться противостоять нечестивым влияниям мирской системы ценностей и одновременно приобрести опыт того, как делать правильный, основанный на Библии, выбор в разных жизненных ситуациях

Молитва. Церковь в целом должна молиться за всех детей как совместно, так и индивидуально. Родители также должны быть вовлечены в такую молитву, а вместе с ними, конечно же, и дети

Любовь и забота. Дети должны расти и развиваться в атмосфере любви и заботы. Церковь должна быть внимательной к детям, поощряя их делиться своими взглядами, нуждами, разочарованиями и мечтами

Возможности принимать участие в служении. Дети – это ресурс для служения, который церковь готовит для Божьего дела. Церковь должна помочь детям открыть и применить свои духовные дарования

Подходящая для детей обстановка. Хорошо, когда церковные помещения имеют безопасный и привлекательный для детей вид. Здорово, когда у детей есть место для игр и движения

Подходящие классные комнаты. Ценно, если в церкви есть привлекательно оформленные комнаты для библейских занятий с детьми, с яркими, понятными и запоминающимися иллюстрациями на стенах, а также со стульями и столами соответствующих детям размеров

Благочестивые учителя. Церковь должна настаивать на чистоте среди лидеров, включая преподавателей для детей, т.к. они являются образцом для детей. Следует помнить, что лидеры подают пример постоянно, как хороший, так и плохой, а дети – постоянные наблюдатели

Квалифицированные учителя. Учителя, работающие с детьми должны постоянно повышать свой уровень, принимая постоянное участие в соответствующих семинарах, тренингах, дабы не терять своей квалификации. Учителя должны быть под наблюдением пастырей, чтобы церковь была уверена, что их уроки передают здравое учение и соответствуют возрасту обучаемых

Программа занятий должна соответствовать возрасту детей. Церковь должна быть уверена, что дети получают постоянное, здравое библейское обучение, соответствующее возрасту и возможностям детей

Зрелая оценка обучения. Лидеры церкви и община в целом должны видеть потенциал детей (не только их нынешнее поведение). Нужно относиться и оценивать каждого ребенка как «личность в процессе», а не «конечный продукт»

Семейное оснащение и подготовка. Лидеры церкви и община в целом должны поддерживать семьи. Нужно обучать и вдохновлять родителей, чтобы они могли растить детей согласно Божьего Слова, защищая их от разрушительного влияния мирской культуры и других вещей, оскверняющих их совесть. Для этого нужны регулярные и разнообразные занятия для родителей, а также встречи по оказанию помощи родителям в трудных ситуациях (например, как вести себя с детьми-бунтарями). Для этого следует находить всевозможные ресурсы для домашнего воспитания – книги, фильмы, видеосеминары, …

Формирование единства взрослых и детей. Следует проводить постоянные собрания, где присутствуют взрослые и дети одновременно, избегая отделения детей от взрослых

Защита от разрушительных традиций. Церковь – это место, где дети должны возрастать, не находясь в опасности пострадать от разрушительных традиций, верований или практик

Приложение 1

Памятка родителям о подготовке и участии семьи в воскресном богослужении

1. Перед богослужением

1) Разъясняйте детям цель посещения богослужения. Подчеркивайте важность внимательного слушания Божьего Слова, искреннего и осознанного пения, личного/совместного молитвенного преклонения

2) Напоминайте детям о том, как следует вести себя на богослужении (избегать разговоров, лишнего передвижения по залу,…)

3) Готовьте вечером в субботу

A. Одежду (погладить, сложить) и обувь (вымыть, почистить)

B. Библию, блокнот и ручку (для каждого члена семьи)

C. Пособие (рабочую тетрадь) для воскресной школы (домашние задания нужно выполнять в течение недели до субботы)

D. Бутылочку с питьевой водой

E. «Подножный корм» для тех, кто не выдерживает до обеда

F. Деньги на проезд (для тех, кто пользуется общественным транспортом)

G. Будильник (выставить с учетом необходимого на утренние сборы запаса времени)

4) Ложитесь спать пораньше, чтобы хорошо отдохнуть перед богослужением

5) Выходите (или выезжайте) из дома так, чтобы прибыть в церковь не позже, чем за 15 минут до назначенного времени (начало богослужения или урока в воскресной школе)

 

2. Во время богослужения

1) Отключайте мобильные телефоны

2) Используйте свои Библии для чтения вместе с проповедником

3) Записывайте (и учите детей записывать) ключевые мысли проповеди (прочитанный текст, главные идеи, вопросы/непонятное, применение)

4) Следите, чтобы дети находились (сидели, стояли) рядом с вами

5) Если дети маленькие, найдите, чем их занять (блокнот и ручка, игрушка, печенье), чтобы они вели себя тихо

6) Дисциплинируйте детей, не разрешая им ходить по залу и разговаривать. Будьте сами примером для них: не разговаривайте и не «гуляйте» во время богослужения

7) Учите детей ходить в туалет до (а не во время) богослужения

8) Если все-таки возникла необходимость выйти, сопровождайте их лично (взрослым детям можно разрешать выходить самостоятельно, напоминая о том, что сразу после «утоления нужды» они должны вернуться на свое место)

9) Если ваш ребенок маленький и капризничает, выйдите с ним из зала, но старайтесь не отвлекаться на разговоры с другими «гуляющими родителями», а слушать проповедь, размышлять и молиться

10) Пусть папа и мама меняются в процессе «дежурства с ребенком», чтобы каждый имел возможность послушать проповедь, поучаствовать в музыкальном поклонении и молитве

 

3. После богослужения

1) Спрашивайте у детей, что они запомнили и чему научились на богослужении

2) Рассказывайте детям о том, что вы сами запомнили и чему научились

3) Объясните им непонятное из проповеди (если не получается, позвоните тому, кто проповедовал)))

4) Поощряйте их задавать вопросы о происходившем на богослужении

5) Вовлекайте детей в общение на домашней группе по теме прошедшего богослужения